Вступление.
Это приключение – реализация давней мечты из серии «я не знаю где это, но я туда хочу». Началом стало несколько заключительных слов какой-то передачи, из которых остались в памяти только «каньон» и «Николаевская область».
Это из тех мечтаний, которые за неимением вообще никаких данных, лежат под бархатной салфеткой памяти, пока вдруг что-то неожиданное извне не совпадёт с ещё большей составляющей – с КЕМ.
Описываю так, как прошли, меняя на ходу планы, и маршрут поучился идеальным – такой невозможно сложить заранее!

День первый.
Маршрут был задуман таким: Николаев-Трикраты-Актово-Каньон.
На сколько это далеко, я, оказывается, не представляла. Почему-то я думала, что это где-то совсем рядом с Николаевом.
В 8 часов договорились встретиться на автовокзале, куда я опоздала на пять минут, получила мягкий втык, потому что только что отошёл автобус, от чего мне стало ещё стыднее, и мы выехали в Николаев на следующем около 8.30.
Дело в том, что дороги разбиты и сколько будем в пути – неизвестно, а автобус на Трикраты отправляется из Николаева в 11.25 и следующий аж вечером. Поэтому приехать надо было как можно раньше, чтобы взять билеты. Когда я увидела на билете, что до Трикрат 140 км, при том, что 60 мы уже проехали…я слегка обомлела. Ведь потом ещё пешком до Актово и потом до каньона…
Время до автобуса ещё было, и мы пошли… лежать на коврике в скверик напротив вокзала. Очень быстро скворцы и другие птички к нам привыкли и шастали в траве очень близко. Это лежание было для меня слегка ошеломительным, я раньше так не делала днём в городе 🙂
Ехали до Трикрат 3 часа, правда, с перекурами водителя на пирожки.

Мы договорились с водителем, что он скажет, где эти Трикраты, но выскочили сами, при чём в начале Трикрат, а не в конце, что оказалось абсолютно правильным.
Первым пунктом нашей программы был «лес-парк: урочище Лабиринт».
Этот лес заложил в позапрошлом веке известный лесовод и владелец местного имения Скаржинский. Лесоразведение в засушливой степи было делом весьма непростым. В трикратском лесу более 350 дубов возраста около 150 лет. Для сухой южной степи это чудо.
Пошли по дороге прямо, и уже почти пройдя перекрёсток, были остановлены местным дедком, который сходу нам заявил (мы ничего не спрашивали), что мы не туда идём и повернул нас направо. Не успел он нас отпустить из своих объяснений, как мы были перехвачены двумя другими жителями, которые, споря друг с другом, отправили нас в том же направлении, что и дедок. Спорили они о наличии «кладок» через реку Арбузинку.
Перед поездкой, прочёсывая Интернет, попалась фраза, что спрашивая что-то у местных жителей, вы рискуете остановиться минут на 15. Подтверждаю, так всё и дальше было 🙂

Дорога по селу идёт недолго, в конце улицы слева двухэтажный большой богатый дом. Возле него повернуть налево и дальше мы перешли раскачивающийся мостик и потом вправо, держась русла реки. На обратном пути оказалось, что проще было бы не переходить реку, но, как и абсолютно всё в этом походе, что ни делалось, всё оказывалось к лучшему.
Идти пришлось по осыпающейся тропинке, поднимая пыль. Когда Славе это надоело мы свернули к дороге, чтобы немного это место обойти. И благодаря этому нашли дом Скаржинского – приятный особнячок с подвалом сбоку – заглядывая в него, мы видели какой он длинный и что там есть ответвления, но
решили не лезть.

Мы опять пошли вдоль реки и на другом берегу стали попадаться высокие развесистые дубы, и в этом было что-то сказочное.
Почти незаметно мы оказались в лесу. Он ярко-зелёный, в нём летают не виданные раньше бабочки, в нём цветут деревья и по громкому песню птиц я предположила, что это – птичий рай. Дубов там действительно много, но ещё много клёнов, цветущих яблонь и кустов, и ещё – земляники. Поляны, россыпи кустиков земляники нам попадались в продолжение всего похода – их много, они там везде! И это единственное, почему хотелось бы оказаться там через месяц. Но тогда жара там станет такой, что ещё неизвестно, что выбрать.

Мы шли по тропинке вдоль Арбузинки, попадались подвыпившие и неочень компании – ведь Первомай. Заметили мостик, но потом про него забыли, но он нас спас в конце и ещё будет упомянут. Вообще лиственный лес для нас, привыкших к степи и насаженным соснам, кажется сказочным. А сейчас – с густой травой и весной, он вообще умопомрачает 🙂

Посидели под красивой цветущей яблоней, сориентировались по карте – кажется, первый и последний раз, остальное – по наитию и на глаз, и дальше пошли. Арбузинка – приток реки Мертвовод. Ничего себе название, но оно того стоит. По легенде, реку отравили одни враги для других, но сейчас всё гораздо прозаичнее – в неё чего только не втекает… мы сами видели.
В реке и на берегах всюду большие разной гладкости глыбы, и это просто красиво и необычно.

После леса мы вышли на булыжную дорогу. Дорога, кажется, три километра длиной, но мы с неё посередине свернули. Она довольно широкая и глядя на эти камни, трудно представить, как её укладывали! Ведь это очень кропотливый труд. На мой взгляд, такое в то время под силу только каторжникам.
Мы свернули после каких-то строений влево, стали попадаться лежащие прямо в степи огромные камни, что уже непривычно. И так мы дошли до «малого каньона», находящегося на Арбузинке. Что интересно, по отчётам в Интернете видно, что не всё нашли Настоящий Каньон, были такие, которые доехали только до этого. Всюду россыпи камней, уходящие вниз стены – репетиция перед Актовским каньоном. Внизу полно водоплавающей дичи, из не водоплавающих – аист. Аисты нам везде попадались, что добавляет ещё больше плюсов окружающей природе.

Пофотографировали и пошли дальше. На этом участке нам попадались шустрые бычки коровы – они по-моему, не паслись, а только бегали и мне в красной футболке было под их взглядами неуютно.
Прошли мимо Актово и уже ближе к вечеру оказались возле входа в каньон. Описать его трудно, лучше смотреть фотографии:
Из данных – высота скал около 40 и больше метров, Мертвовод внизу извивается и вместе со стенами образует изгибы, отчего не сразу видно дальше и это ещё красивей. Плюс неочень большая ширина каньона делает его зрительно ещё выше. На одной из стен висели скалолазы, а позже мы увидели и сплав на байдарке. Не знаю как в жару, но сейчас там река очень даже полноводная, хотя и много порогов, и мест, где она сильно сужается, образуя небольшие, но проходимые водопады. Лягушек там квакает невообразимое количество! Мы ночевали наверху, но и там их было прекрасно слышно 🙂

Мы оказались на правом берегу, что опять же оказалось удачей. Потому что первомайские компании оказались на другом, потому что там удобные подъезды прямо к воде. Поэтому нам было спокойно, никто не мешал, не ходил. А искать место стоянки мне давно пора запретить – я трачу на этого много времени и всё равно нужного мне места не нахожу 🙂 Я ищу, чтобы прямо из входа палатки открывалось побольше зрелищ, но если учесть, что уже поздний вечер, а ещё пока устроиться и еду приготовить, то вида в темноте уже просто не будет в любом месте 🙂
А если сильно захочется, то можно и отойти на несколько метров, и это не только к скалам относится.

Скалы там слабопроходимые и по форме очень похожи на башенки из мокрого песка, которые делают, давая стечь с пальцев мокрому песку.
Поэтому спуститься вниз с нашей стороны можно только в нескольких местах, и то надо продираться по кустам или переходить овраги.
Кусты там, в основном, боярышник и шиповник, и значит колючие. Очень много самых разных цветов, а жёлтые так даже горят на краях серых скал.

Поели и устроились спать на вершинах. А звёзды над нами были яркими и огромными — всё как в Крыму.
Кто-то очень точно назвал это место «Малый Крым». Там действительно многие места Крыма, и не только в каньоне.

День второй.
Утром выходить собирались долго. Разглядывать сверху, да ещё и в бинокль, было интересно, и ещё дул приличный ветер, а если лечь на камни, то он шёл поверху, и так спрятаться и смотреть было приятно.

Наконец-то выбрались и пошли. Сначала решили идти вдоль каньона до его конца и там поискать переправу. Но потом полезли в кусты вниз и неожиданно оказались на пологом зелёном берегу и нашли там брод.
Перейдя, снова поднялись на скалы — это уже с другой стороны каньона и пошли по этой его стороне. Там камни выветрены совсем иначе, попадаются почти колобки или глубокие трещины. Идти надо вверх-вниз, попадаются овраги. Спустились по моему нытью вниз, к реке. Там маленькие тропинки, наверное, рыбачьи. Снова поднялись и задержались на полдник и разглядывания. Дальше снова шли, и если учесть, что это был уже второй день и у нас ещё было много планов, то осмотр каньона можно назвать беглым, потому что там возле каждого камня можно ползать, смотреть и фотографировать.

В конце каньона спустились в зелёную в цветах долину, посмотрели ещё раз по сторонам и ушли. Теперь наша цель была – замеченные в отдалении Зорким Глазом белые скалы, названные нами Украинская Каппадокия. Но сначала надо было набрать воды и мы завернули в Актово.
На улице мы быстро увидели колодец – открытый, глубокий и без ведра.
Попросили ведро у местного жителя, и пока он его цеплял, к нам обратились сразу трое других, которые стали кричать, что нам ведь нужна питьевая вода, а из колодца воду пить нельзя! Оказывается, вода там солёная и используется только как техническая. А питьевую привозят, для чего в каждом дворе есть зацементированная яма, в которую машина с бочкой два раза в год привозит воду. Нам повезло – воду, которую нам предложили, в яму завезли недели 2 назад. Внешне – это тот же колодец. Только не бездонный.
Проблема у населения с водой – вот и ещё одно сходство с Крымом.

Уже вечерело, и, набрав воды, мы пошли на стоянку – к реке в долине. Место было очень красивым, буйно-зелёным и с живописными глыбами. Только оно оказалось совсем недалеко от брода, и за вечер и утро по нему кто только не переходил 🙂 И стада, и дети, и телега, и два трактора, и явно туристы.
Это было даже интересно – наблюдать за ними. Одна группа туристов состояла из 11 человек с половиной – самый младший висел в сумке за спиной мужчины, и видеть, как тот прыгает по камням с ним и с фотоаппаратом, было боязно.

А на дереве недалеко от палатки, с наступлением сумерек обосновался соловей и пел всю ночь до утра. Ночь была холодная и я часто просыпалась, и тогда пыталась сосчитать «колена» его песни. И на этом быстро засыпала – куда там со счётом овец или гусей 🙂
Соловей поёт всю ночь, когда ищет пару, а немножко на ночь и перед утром – это уже для себя. Так что наш соловей бы в поисках, даже жалко его было.
Комаров ещё почти нет, зато много другого копошащегося, и я даже была спасена от огромного паука в палатке. Если бы он не был пойман, я бы не смогла спать – потому что знать, что этО где-то тут ходит и на меня придёт и может, для собственного развлечения, укусит… Вывод – прятать вещи в палатку сразу, а тем более не дожидаясь темноты. И закрывать сетки.
Соловей, звёзды, лягушки, река – вроде всё обычно, но уж слишком богатым было это сочетание и опять было похоже на рай 🙂

День третий.
Проснулись поздно, и было как-то необыкновенно спокойно. Мимо нас быстро текла река, пели птицы, светило солнце, так что даже пришлось сидеть в тени.
Долго-долго завтракали, потом лень было двигаться, и вообще было такое состояние, с каким можно и неделю на этом берегу прожить. Философия 🙂
С трудом сдвинулись в путь.
Тоже перешли по броду и пошли к тому белому, что увидели вчера.
Нам сказали, что это был гранитный карьер. Должна сказать, что не смотря на не очень большие размеры, это довольно величественная панорама. Образовавшийся после выработки большой, с высокими стенами, прямоугольник, стал отвесными стенами озера. Внизу оказалась вода с большим количеством рыбы, хорошо видимой сверху. А ещё были дикие утки.
По площади рядом разбросаны большие камни, среди которых выросли деревца, да к тому же ещё и цветущие. Сама площадь белая – может быть, от чего-то, похожего на белую глину, и растресканная — как пустыня. А рядом… рядом и была Каппадокия. Что это — мы не знаем. Да и не очень-то и хочется узнавать, потому что это развеет таинственное. Белые, венерианские, фантастические, изрезанные горы! В них искрились под ярким солнцем ослепительные камешки кварца и слюды, а в разрезах можно было ходить как в немыслимых щупальцах!
Ходить по этому, смотреть на это – не верилось своим глазам.

Ещё одно из интересных состояний этой поездки – расслоение реальности. Мне периодически казалось, что я наблюдаю за всем как бы со стороны. Что всё это — не со мной. Странное чувство, но очень спокойное. Тело практически не отбирает внимание, не смотря на прилагаемые в пути усилия. Восприятие изменяется. Мысли текут на уровне глаз.

После белых гор пошли обходить карьер с другой стороны. Для этого сначала взобрались на довольно отвесную стену по месту, где хотя бы есть земля, а не одни камни. Там идти стало труднее – где-то кусты, а где-то сужается хребет.
И всюду – просто повсюду – заросли будущей земляники! Аааааа….
Один раз свернули и спустились к речке. Реки там вообще так извиваются, что я в них быстро запуталась и даже перестала пробовать разбираться. Хорошо, когда есть на кого положиться 🙂
Прошли по нижним тропинкам, и там тоже, как и наверху, много живописных глыб и цветущих деревьев. Цветы на фоне камней – это какая-то невыразимая классика.
Потом снова поднялись наверх и пошли по краю карьера. И смотреть вниз, и оглядывать то, что под руками – всё интересно и всё красиво.
Неожиданно нашли даже пещеру из свалившихся камней. Залезли внутрь, прохладно, деревце растёт 🙂

Дальше спустились к началу карьера и пошли в сторону ночёвки, а именно – к лесу «урочище Лабиринт» и по пути снова в Актово за водой. Вроде осмотрели столько достопримечательностей, но на этом они не закончились.
В Актово решено было не просить воду, а купить её в магазине, который и оказался закрыт. Но по подсказкам нашли частный магазинчик — старое маленькое окно в доме, с дверным звонком на подоконнике – тоже принадлежность Крыма. За стеклом можно было разглядеть минимум имеющихся товаров, но главное – вода. И ещё мороженое 🙂
Хозяин лавки – дядька с зубами через один, от чего он становился похож на доброго гоблина в этом диком месте, ответил на вопрос о названии села.
Версий две. Одна: в какие-то давние времена местные крестьяне были переданы по акту. Вторая – какие-то заезжие спросили у местных «А-кто-вы?»
И так село стало Актово.

Первоначально, опираясь на данные в Интернете, создавалось впечатление, что делать там три дня нечего, некоторые туристы туда вообще на пару часов приезжают, и поэтому было решено на второй день всё досмотреть и дальше двинуться вниз по реке до Вознесенска. Но всё оказалось совсем не так, и три дня оказались достаточны только на простой осмотр. Правда, удалось влиться, вжиться в эти места, но идти по реке – на это времени уже не оставалось.

Поэтому, ввиду того, что из Херсона до Трикрат мы добирались с 8.00 до 14.30, а потом ещё пешком до Актово, было решено за третий день дойти до Дубового Леса, в нём переночевать и утром ехать домой. Дело в том, что из Актово одно из самых восхитительных расписаний – среда, пятница и воскресенье, что сразу мне напомнило анекдот о трёхразовом питании – понедельник, среда, пятница 🙂

И снова, как и во всё это похождение, до Леса мы добирались с прекрасными приключениями и по таким же чудесным местам.

В этот день нами были использованы «сокращёнки», то есть, удлинения дороги 🙂 Но какие же это были места! Кроме колыхающихся лугов, всё с теми же гранитными глыбами, мы пошли по сокращёнке сокращёнки и, пройдя кусты и обойдя строения с техникой и так и не проснувшейся сторожевой собакой, пошли вниз к виднеющейся узкой реке, решив перейти где-то там, чтобы сократить дорогу… И уже почти у воды нас вдруг остановил голос, очень удивлённый голос, спрашивавший – Как мы сюда попали?! Появившийся рыбак явно был похож на сторожа с места с техникой – такой же сторож, как и его собака 🙂 Оказалось, что мы пришли на территорию частной собственности какого-то предприятия, (наглость какая, учитывая, что здесь заповедник – об этом говорил щит, он есть на фотографии). Предприятие разрабатывает гранит и ходить здесь нельзя. Поэтому он сказал нам поворачивать откуда пришли – это назад вверх по склону, уже вечером и с рюкзаками! И потом там обходить и дальше идти. К счастью, он не был злобным и поддался на моё нытьё, и разрешил нам здесь реку перейти, что действительно хорошо сокращало путь, и идти уже ночевать в свой Лес.
Найти где перейти простым не было. Река там, зажатая между отвесных скал, была быстрая и глубокая, да ещё по краям были прошлогодние камыши, из-за которых не видно было, куда ступать. Потоптавшись то в одну сторону, то в другую, мы таки наши плотинку и по ней перебрались.
Оттуда всего пара фото, но место это – такое же красивое, как и другие: Мягкость вечернего освещения подчеркивалась затенённостью нависающих деревьев. Белые цветущие ветви и кусты в полутьме узкого ущелья почти светились, а осыпавшиеся на глубокую зелень травы и тёмную мокрую землю, белоснежные лепестки, украшали всё, что только могли.
На этом небольшом куске оказались и отвесные скалы, на которых непонятно как цвели желтые цветы, и водопад, и красивое озеро вверху течения, и узкий переход – только на ширину стопы. Миниатюра, богатая по красоте природы просто доверху! Но нам надо было уходить быстро, пока рыбак-сторож не передумал. Поэтому мы перешли, выкарабкались и дальше пошли. И оказались в каких-то высоких зарослях. Но заросли эти были необыкновенны тем, что в них были проложены очень хорошие тропинки – удобные, чистые, глубокие. И тропинок этих было множество! Непонятно, кто их там столько проложил 🙂 Особенно учитывая безлюдность этого места.

Идти по ним было хорошо, был вечер с его поющими птицами, и скоро мы вышли к Арбузинке, оказавшись на другом берегу реки, чем когда шли на поиски Каньона. Нам нужно было как-то перейти на другой берег, а по воде этого делать не хотелось, потому что мутная бегущая вода не влекла в ней ни купаться, ни даже руки мыть. А перейти было желательно с вечера, чтобы утром быть уверенными в выходе на дорогу, а не искать, где и что обходить.
Реки тех мест очень извиваются, это потрясающе красиво, но и идти по ним на столько же длиннее.

Мы шли и шли и встретили тот самый мостик, о котором я в начале говорила! Наш спаситель 🙂 Перейдя по нему, мы оказались в уже знакомом лесу, углубились в него, и я пыталась представить, что если сейчас, когда листья на дубах ещё совсем крохотные, там столько тени, то как же будет, когда на этих мощных кронах появится огромная шевелюра? Там будут постоянные сумерки, а вечером непроницаемая темень?
Пройдя побольше, но так, чтобы не ставить лагерь в темноте, мы свернули с тропинки в заросли и устроились в зелёном-зелёном лесу. И снова не было надоедливых насекомых, и птицы пели громко и по всему лесу. Я удивлялась, что уже почти темно, а они всё поют, но вдруг их как будто выключили. В какой-то момент они разом умолкли и наступила полная тишина.
В Интернете было написано, что в этом лесу водятся волки и там не рекомендовано ночевать, так что мы ждали волков, но они не пришли.

День четвёртый.
Утром будильник зазвонил в семь, из лагеря вышли в 9 – для нас это хорошее время, в этой поездке мы по утрам не напрягались 🙂
Пошли через лес до Трикрат. И тут нам был преподнесён ещё один сюрприз.
Эта местность называется урочище Лабиринт. Почему Лабиринт — по дороге туда мы не поняли, а зато назад, решив идти не вдоль реки, как раньше, а под углом, мы обнаружили множество аллей, по которым, если бы было время, погулять было бы удовольствием. Аллеи – утрамбованы в тёмной земле, очень чистые, даже гладкие, ухоженные, выметенные. И при этом они сохраняют ощущение леса, не похожи на парковые. Везде богатейшая зелень, цветы, мелькают бабочки и птицы. Даже нашли хороший мост с водопадом, но с переходами надо быть осторожными – мало ли на каком берегу окажешься.

Так мы дошли до того раскачивающегося мостика, с которого началось наше путешествие. Если бы мы свернули до него и углубились в лес там, то многое пропустили бы. Поэтому советую его всё-таки переходить.

Домой нам нужно было попасть к 17 часам, и именно поэтому в обратный путь мы двинулись относительно рано.
Перейдя мостик, пошли в центр Трикрат. Оттуда нам надо было доехать до Вознесенка – это 16 км. Оказалось, что бывают автобусы, но ближайшего ещё долго ждать и мы, особенно я! 🙂 решили ехать автостопом.
Мне очень хотелось посмотреть как это делается по всем правилам. Бывали случаи, когда удавалось подъехать – но всё это носило случайный характер, а чтобы вот так – с занятием позиций и прочими тонкостями – это произошло впервые 🙂 И мне понравилось!
По ощущениям это очень похоже на рыбалку. Такой же азарт – клюнет не клюнет? 🙂 Совсем не скучно и интересно — чувствуешь себя включённой в Дорогу. Мне слабо верилось, что кто-то подберёт нас на этой пустынной дороге, но мы всё-таки уехали, да ещё за 20 минут. Из глуши!
Доехали до Вознесенска и я не успокоилась и попросила и дальше так же поехать. Правда, для этого нам пришлось пересечь половину Вознесенка – жаркого и пыльного, и ещё дальше пройти до нужного места и так получилось километров пять или шесть. Оттуда тоже довольно неожиданно хорошо уехали – водитель фуры сказал, что обычно он не берёт – только поздно вечером, если видит, что уже никто не возьмёт. Сидеть впереди и так высоко – это не то что в
мелькающем окне автобуса, да ещё и ветерок из окна, а не жара автобусного стекла. Вынесла один урок – ничего нельзя держать на коленях – когда встаёшь, оно падает и остаётся в машине – так получилось с панамкой, которую я всю дорогу продержала в руке, а открывая «на секундочку» отпустила.
В Николаеве мы решили продолжить дорогу тем же образом, нас высадили в центре, откуда мы ещё подъехали на маршрутке, потом прошли ещё километра два и уже там начали удить. Хватило пяти минут – новичкам везёт 🙂
Итог – в ту сторону мы ехали 6 с половиной часов, из которых пусть часть и пролежали в сквере, но это ведь тоже дорога. Обратно – столько же, при этом очень много пройдя пешком, особенно в Вознесенске, а так было бы ещё быстрее.

Эта поездка была такой удивительной, такой редкой по новизне, такой гладкой по перетекаемости событий и спокойной до умиротворения души, что останется идеальным образом 🙂
И хотя хочется туда снова, но даже не знаю – вдруг это разрушит идеальные ощущения? Хочу отдельно сказать, о том, как сказочно там чисто, кроме нескольких бутылок около села. Везде – в лесу, вдоль рек, на скалах и полянах – всё первозданное, без следов человека. Это приятно, и призываю соблюдать такую же чистоту.
И самое главное – не идите на два дня! Берите времени побольше, чтобы не спешить, чтобы увидеть и вжиться в это необычное место, и самое-самое главное – в такое место идти надо с тем, кто разделит ваше счастье от путешествия по заповедным местам Земли.

P.S. В каждой поездке есть такое понятие — «разгоночная полоса» — это труд, приложенный для приближения Цели.
Можно, конечно, воспользоваться машинкой перемещения и приехать в этот каньон на машине. Но доехав сначала до Трикрат, пройдя по лесу и степи, увидеть малый Каньон и Актово, и только на закате дня оказаться лицом к лицу с Большим Каньоном — только тогда, проделав весь этот путь, вы ощутите мир и мирную силу этого места.
Это касается очень многого в жизни, и поэтому не советую пользоваться машинкой перемещения, а желаю всем находить и набирать высоту по Взлётной полосе.

Фотографии: здесь и тут и даже тут.