Организация и проведение семейных походов с детьми
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ С ДЕТЬМИ
СОСТАВ ГРУПП. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОХОДОВ. ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЙ. РАЗРАБОТКА МАРШРУТОВ. ПИТАНИЕ В ПУТИ. СНАРЯЖЕНИЕ. СМЕТА. ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ГРУППЫ И ПОХОДНОГО БЫТА. РЕЖИМ ПОХОДНОЙ ЖИЗНИ. ПИТЬЕВОЙ РЕЖИМ. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. САМОКОНТРОЛЬ.БИВАКИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ГРУППЕ. ПОСЛЕ ПОХОДА.
Возможности совершения тех или иных походов с детьми зависят в первую очередь от возраста юных путешественников. На прогулки или в поход выходного дня многие родители берут детей самого младшего возраста. Достаточно окрепшие малыши без вреда выдерживают сидячую позу при переноске или перевозке в условиях похода. В этот период особенно удобно применение кресла-рюкзака с вкладышем для лежания. Конечно, сказанное относится к теплому времени года. Зимой положение осложняется. Суровые зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) или периоды с ветреной погодой для выходов с ребятами дошкольного возраста следует исключить, ограничиваясь в это время обычными непродолжительными прогулками.
Возможность участия детей в многодневных походах вместе с родителями в значительной степени обусловливается их физическим развитием, подготовленностью, а также туристским опытом взрослых.
Правила организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории Украины предусматривают возможность участия детей школьного возраста (до 14 лет) в пешеходных и водных походах первой категории сложности в составе одной трети группы вместе с родителями или близкими родственниками. Вместе с тем считается обязательным, чтобы походный опыт взрослых, берущих с собой ребенка, был на одну-две категории выше того, что требуется участнику похода в соответствии с правилами для обычных туристских групп. Группы с детьми, как правило, тратят на маршрут на два-четыре ходовых дня больше, чем группы взрослых туристов, то есть идут в наиболее подходящем для них темпе. В водные некатегорийные походы, особенно на байдарках, из-за повышенной опасности передвижения по воде детей берут обычно не раньше, чем те достигнут четырех-пятилетнего возраста,
Немалое значение для успешного прохождения маршрута имеет так называемая «схоженность», то есть предшествующий опыт совместных походов, позволяющий заранее представить каждому общественный климат в будущей группе. Вопрос психологической совместимости в небольшом замкнутом коллективе, каким является туристская группа, имеет первостепенное значение для достижения хорошего самочувствия, душевной комфортности его участников. При этом для многодневных походов полезно учитывать личные качества не только взрослых участников, но и их малолетних спутников, так как один плохо воспитанный, неумеющий правильно вести себя с окружающими ребенок способен испортить поход всем остальным. Для кратковременных же походов это обстоятельство не может иметь решающего значения и даже наоборот, именно такие походы должны использоваться как средство воспитания у детей навыков общественного поведения.
После того как основной состав группы определился взрослые участники выбирают руководителя и распределяют обязанности по подготовке и проведению noxoда. В «штатном расписании» туристской группы имеются «должности» завхоза, казначея, ответственного за снаряжение, ремонтника,заместителя руководителя,санинструктора , физрука, метеоролога, топографа, фотографа, художника, геолога,краеведа,ботаника, зоолога, , культорганизатора. Необходимо подчеркнуть, что при проведении да одно- и двухдневного похода «иждивенцев» в групе быть не должно. Этот принцип следует неукоснительно соблюдать, и в первую очередь в отношении маленьких участников.
В малочисленных группах руководитель и участники выполняют несколько обязанностей. Так, руководитель группы берет на себя дополнительно функции, завхоз по питанию — казначея, завхоз по имуществу выполняет также роль ремонтника и т. д.
Обязанности руководителя, завхоза, казначея и «врача» выполняются только взрослыми участниками rpyппы, остальные «должности» и обязанности могут pacпределяться между взрослыми и старшими ребятами.
В одном путешествии могут участвовать дети со значительной разницей в возрасте, но лучше, если ребят, близких по годам, будет не менее двух-трех. В соответствии с возрастной психологией и уровнем развития детей можно ориентировочно разделить на следующие группы: самая младшая — до 4 лет; младшая — от 4 до 7 лет, средняя — от 8 до 12 лет и старшая — от 13 лет. Самые младшие требуют постоянного внимания родителей и самостоятельно «функционировать» не могут. Младшие нуждаются в меньшей опеке, имеют начальные навыки самостоятельного общения с окружающими, могут самоорганизовываться для игр и выполнять несложные обязанности в группе. Дети средней группы — это уже помощники во всех делах, разумеется, в пределах своих возможностей. Старших следует рассматривать, как полноправных членов коллектива с поправкой на обученность и скромный жизненный и походный опыт. Ребята старшей, а в некоторых случаях и средней возрастных групп могут участвовать в походах со взрослыми и в отсутствие своих родителей.
Семейные путешествия имеют самые разные формы. Желательно, чтобы в поход семья выходила в максимально полном составе. В этом случае наиболее полно реализуется цементирующее влияние походной жизни на членов семьи. Однако группы такого состава — редкое явление из-за сложности освободиться от служебных и бытовых дел всем взрослым одновременно. Для организации такого похода в отпускное время нужно большое желание и единодушие всех членов семьи старших поколений и «долговременное планирование». Наиболее доступны для подобных групп походы в выходные и праздничные дни продолжительностью от одного дня до недели.
Такие короткие походы наиболее приемлемы и для групп, состоящих только из одной семьи. При этом очень важно, чтобы с детьми отправлялся не один из ее взрослых членов, а оба. Одному взрослому труднее управляться с ребятами, может не хватить времени на то, чтобы самому отключиться от забот, получить свою долю радости от похода, в чем взрослые нуждаются не меньше детей.
Но лучше отправляться и в короткие, и в продолжительные походы в составе двух, трех и более семей. В этом случае опека над малышами и прочие походные обязанности распределяются между взрослыми и личный досуг каждого значительно увеличивается. Ребятишки, особенно если они близки по возрасту, обычно образуют своего рода коллектив, который значительно легче управляем, чем каждый ребенок в отдельности.Но самое главное, при таком составе значительно расширяются возможности общения друг с другом и у детей, и у взрослых. Общение же — одна из наиболее привлекательных сторон туризма.
Для длительного похода в отпускное время целесообразно объединение четырех-пяти семейных звеньев, каждое из которых должно иметь определенную автономность в снаряжении и продуктах питания. В случае если какая-то одна семья не сможет выйти на маршрут или ей придется прервать путешествие (а причин для этого даже у взрослых туристов может быть немало), поход не расстраивается, и остальные семейные звенья не несут большого ущерба. Если же группа будет состоять лишь из двух семей, при сходе с маршрута одной из них, поход почти неизбежно срывается. В то же время желательно, чтобы численность группы не превышала 20 человек вместе с детьми, так как при большем числе участников трудно обеспечить необходимый порядок.
В путешествиях, имеющих элементы категорийных походов, необходимо, чтобы на каждого ребенка приходилось не менее двух взрослых.
Нередко бывает, что одно семейное звено включается в состав взрослой группы. В этом случае, во избежания возникновения недоразумений и недовольства на маршруте, все члены группы должны быть заранее информированы об особенностях путешествия с ребенком и дать согласие на его присутствие.
Туристские группы, имеющие в своем составе детей, должны руководствоваться Правилами организации проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории Украины.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОХОДОВ
В путешествия с детьми на первых порах не стоит отправляться далеко от дома. Это особенно относится к тем, кто не имеет большого туристского опыта. Интересных для походов мест и в родных краях найдется немало. Тем же, кто привык проводить отпуск в спортивных походах, придется ограничить свои желания и увязать их с возможностями детей. Определение идеи и целей путешествия — важный элемент и при выборе, и при подготовке, и при прохождении маршрута. Точно и выразительно сформулированная идея помогает подобрать участников похода, объединить их интересы. Единство же целей и интересов — один из существенных компонентов, связывающих членов туристской группы в единый, хотя и кратковременно существующий, коллектив. Принятая всеми основная идея похода позволяет выбрать путь следования и места посещения интересных объектов среди многих возможных вариантов, а при изменении условий во время прохождения маршрута быстро находить устраивающее всех решение. Стремление к достижению поставленных целей является весьма ощутимым стимулом при движении по маршруту, а наиболее полная реализация идеи похода приносит всем участникам, включая детей, большое моральное удовлетворение.
В качестве наиболее часто встречающихся походных целей можно назвать географические: прохождение от пункта А в пункт Б, примером которого является известный каждому школьнику «путь из варяг в греки»; посещение уникального природного объекта — вершины, пещеры, каньона или ряда таких объектов; знакомство с характерными чертами какого-либо района или протяженного объекта: дельты Днепра, предгорий Карпат, и т.п. Не меньшую познавательную и воспитательную ценность имеют походы, связанные с посещением исторических и архитектурных памятников. Специальные походы можно посвятить выполнению нормативов комплекса по туризму и другим видам спорта. Для ребят подобные походы имеют немалую привлекательность, так как в них присутствует соревновательный элемент, столь отвечающий детской психологии.
ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЙ.
Выбор времени путешествия зависит от свободного времени детей и их родителей. Для семей, где дети не достигли школьного возраста, время походов совпадает в основном с отпуском родителей. Походы с учащимися проводятся главным образом в каникулы. Многие семьи отправляются в походы в выходные и праздничные дни.Начало мая — это разгар весны в в южных районах страны. Это возможность получить хорошую дозу солнца после сумеречных зимних месяцев.Надо иметь в виду и то, что существующие правила позволяют по договоренности с администрацией делить очередной трудовой отпуск на части. На многих видах производства предоставление работнику одно-, двухнедельного отпуска за счет очередного, с соответствующим сокращением оставшейся части, удобнее, чем его уход на полный срок за один раз. Удобно и полезно отдыхать не один, а два-три раза в году служащим, особенно занятым интенсивным умственным, и как правило сидячим, трудом, тем более что человек, ведущий в туристском походе физически активную и эмоционально насыщенную жизнь, обычно уже через неделю чувствует себя отдохнувшим
РАЗРАБОТКА МАРШРУТОВ.
Даже в том случае, когда выбран один из рекомендованных маршрутов, руководителю следует просчитать его график заново, применительно к возможностям своей группы. А разработка нового маршрута начинается с выбора его общей схемы.
Для семейных групп можно рекомендовать линейную, кольцевую, линейно-радиальную и радиальную схемы.Прохождение линейного маршрута связано с большим начальным весом рюкзаков, который для взрослых, идущих в сопровождении детей, еще больше, чем в обычных группах. Поэтому такую схему следует выбирать для непродолжительных лыжных, пешеходных и горных походов, а также для любых велосипедных и водных путешествий, в которых груз перевозится. Для водных путешествий при плавании по рекам линейная схема является преобладающей.
Кольцевой маршрут является разновидностью линейного, у которого начало и конец путешествия находятся в одной точке. Это удобно для организации подъездов и отъездов общественным транспортом.
Линейно-радиальная схема представляет собой как бы укороченную линейную, из отдельных пунктов которой вся группа или часть ее совершает одно и двухдневные выходы к интересным объектам. Эта схема позволяет в случае необходимости или желания снизить нагрузку для детей или целых семейных звеньев, которые могут оставаться на месте в промежуточных лагерях.
Радиальная схема предусматривает совершение однодневных или многодневных походов из одного базового лагеря, который располагается в пункте, имеющем удобные и короткие связи с «внешнем миром», с общественным транспортом. Эта схема особенно удобна для групп, имеющих участников самого младшего возраста.
Радиальная и особенно линейно-радиальная схемы позволяют квалифицированным спортсменам совершать прохождение технически сложных участков и делать разведку интересных объектов в то время, как часть группы с детьми находится в базовом или промежуточном лагере или перемещается между ними по более легкому пути. В горных путешествиях это позволяет сочетать спортивные интересы наиболее подготовленных участников со скромными возможностями других членов семейных групп.При разработке маршрута многодневного путешествия обычно следуют правилу постепенного возрастания нагрузок в начале маршрута. Для этого в первые дни планируются укороченные переходы. Важно также, чтобы расстояние между пунктом высадки группы с общественного транспорта до первого полевого ночлега было не слишком большим. Конечно, при этом должно учитываться и время прибытия в этот пункт. На радиальных маршрутах расстояние от пункта с общественным транспортом до базового лагеря не рекомендуется делать больше дневного перехода для взрослого (до 20 км ) или двух переходов с детьми (2 дня по 10 км), а на линейно-радиальном или линейном маршруте следует предусматривать возможность быстрой эвакуации с маршрута.
Естественно, чем взрослее дети в группе и чем больше походный опыт участников, тем меньшие запасы времени можно планировать.
Протяженность пути, который нетрудно пройти с ребятами за один день, колеблется в больших пределах. Пока малыш путешествует у родителей за спиной, можно проходить за день от 15 до 20 километров. Когда ребенок начнет уверенно ходить, то в походе надо, набравшись терпения, дать ему возможность передвигаться самостоятельно, чередуя пешее движение с переноской.В трех- и четырехлетнем возрасте ребята идут в основном уже самостоятельно по 4—6 километров в день, а в пятилетнем — 8—10 километров. Сверх этого их можно нести на плечах, так что общая протяженность дневного пути остается в тех же пределах— 15—20 километров. В более старшем возрасте все зависит от регулярности туристских походов, совершаемых вашими ребятами. Конечно, длина пути не самоцель, но, чем длиннее маршрут, тем больше возможностей сделать его интересным.
График многодневного семейного похода должен предусматривать большое количество дневок или даже двух- и трехдневных стоянок, которые используются для обучения прходным навыкам, игр, сбора грибов и ягод, познавательных (экскурсионных) мероприятий и т. п. Для движения по незнакомому маршруту для группы, где есть дети младшего в.озраста, можно посоветовать планировать дневки после каждого одного-двух дней пути: пока дети и часть группы находятся в лагере, производится разведка следующего участка пути на один или два дня. Предварительное знание местности и предстоящих препятствий и достопримечательностей помогает уточнить продолжительность переходов, места кратковременных привалов, выходов в сторону от маршрута для посещения интересных объектов и выдержать при этом привычный для маленьких путников режим дня, необходимый для сохранения ими бодрости. Для ребят старших возрастов дневки, в зависимости от интенсивности движения, можно планировать через 4—6 дней.
Разработка маршрута завершается составлением плана-графика. Для этого наложенный на карту маршрут разбивается по дням с учетом дневных переходов, ориентировочно выбранных мест ночлегов, проведения попутных мероприятий, экскурсий. Намечаются места пополнения продуктов, запасные варианты на случай сокращения маршрута или, наоборот, увеличения его, если останутся неиспользованные запасные дни. Намечаются также и пути эвакуации со всех точек маршрута на случай непредвиденных обстоятельств. Запасные варианты и пути эвакуации просчитываются по дням и изучаются так же тщательно, как и основной маршрут. План-график наносят на лист по такой форме:
День пути | Дата | Км | Маршрут | Примечания |
В графе «Примечания» указываются все попутные мероприятия по дням. График полезно размножить и раздать каждому семейному звену. Для похода надо скопировать часть карты или картосхемы, охватывающей маршрут группы, и, если есть возможность, также размножить копию.
Для наглядности рекомендуется вычертить крупно (100 см Х бО см) и красочно оформить схему маршрута, показав на ней путь группы, места ночлегов и дневок, экскурсионные объекты и т. п. Схему стоит взять с собой в поход и ежедневно обсуждать с детьми прошедший день и рассказывать о предстоящем пути.
После составления плана-графика необходимо подумать о питании, обмундировании и других вопросах материального обеспечения группы.
ПИТАНИЕ В ПУТИ.
Особое детское питание в походе требуется лишь для малышей до двухлетнего возраста. Для ребят постарше вполне подходит обычная туристская пища. Нормальное трехразовое горячее питание — непременное условие хорошо организованного похода, а похода с детьми тем более. Даже в однодневном походе стоит сварить свежий обед и иметь с собой чай или кофе в термосе.Продовольственный рацион зависит от продолжительности и сложности похода, способа транспортировки груза (на себе или на транспортных средствах), возможности приобретения продуктов в пути.Напомним, что вес обычного туристского рациона, рассчитанного на 3000—3500 калорий в сутки, составляет от 900 до 1200 граммов. Основные продукты — хлеб (300 г) или сухари (200 г), сахар, конфеты и сухофрукты (150—200 г), молочные продукты (100 г), жиры (100—150г), мясо (100—150 г), крупы и макаронные изделия (200 г), соль (20 г), какао, чай, кофе (20 г), лук, чеснок, витамины, специи (30 г). По возможности к этому добавляют свежие овощи, зелень и фрукты (до 200—300 г).Рекомендуется употреблять в пищу на маршруте грибы, ягоды, съедобные растения, которые обычно в расчет не включаются и рассматриваются как приятные и полезные добавки к столу.Расчет продуктов делается без учета неприкосновенного запаса, но на полное число дней до контрольного срока, включая дни запаса на плохую погодуПри расчете продуктов для группы суточный рацион одного туриста умножается на число участников (включая детей) и на число дней похода.Занимаясь продовольственным вопросом, не забудьте об обеспечении питанием на время проезда к началу основного маршрута и возвращения домой.Подробные сведения об обеспечении питания в походах можно найти в справочных туристских изданиях.
СНАРЯЖЕНИЕ.
Туристское снаряжение делится на личное, групповое и специальное. Личное снаряжение — это одежда и обувь туриста, спальные и умывальные принадлежности, личная посуда и, наконец, рюкзак. К групповому относятся палатки, варочная посуда, топоры и другие предметы коллективного пользования. Специальное снаряжение — это предметы и группового, и личного пользования, обусловленные спецификой вида туризма и сложностью маршрута: средства передвижения — велосипеды, байдарки, лыжи и т. п.; средства страховки — веревки, репшнуры, спасательные жилеты и т. д.
Перечень личного снаряжения для взрослых и детей для различных походов выглядит следующим образом.
Наименование | Количество для путешествий | |||
|
пеших, велосипедных | горных | водных | лыжных |
Рюкзак * | 1(1) | 1(1) | 1(1) | 1(1) |
Спальный мешок с вкладышем | 1(1) | 1(1) | 1(1) | 1(1) |
Коврик | (1) | 1(1) | 1(1) | 1(1) |
Обувь основная * | 1(1) | 1(1) | 1(1) | 1(1) |
Кроссовки или кеды * | 1(1) | 1(1) | 1(1) | |
Костюм штормовой * | 1 | 1(1) | 1 | 1 |
Костюм тренировочный, х/б* | 1(1) | 1(1) | 1(1) | 1 |
Куртка пуховая, меховая | 1(1) | |||
Плащ-накидка | 1(1) | 1(1) | 1(1) | |
Свитер шерстяной * | 1 | 2(1) | 1(1) | 1(1) |
Шорты (тирольки) * | 1(1) | 1(1) | 1(1) | |
Рейтузы шерстяные * | — | — | — | 1 |
Ковбойка * | (1) | 1 | 1 | 1 |
Нижнее белье * | 2(1) | 2(1) | 2(1) | 2(1) |
Носки шерстяные * | 2—3(2) | 3-4 | 2-3(2) | 4—5 |
Носки х/б * | 2(1) | 2(1) | 2(2) | 2(2) |
Головной убор легкий с козырьком * | 1(1) | 1(1) | 1(1) | — |
Шерстяная шапочка * | 1 | 1(1)
|
||
Рукавицы брезентовые | 1 | 1(1) | ||
Варежки меховые* | 1(1) | |||
Перчатки | 1 | 1 | ||
Индивидуальный медицинский пакет | 1 | 1 | 1 | 1 |
Полотенце * | 1 | 1(1) | 1(1) | 1(1) |
Платки носовые * | 2(1) | 2(1) | 2(1) | 2(1) |
Миска, кружка, ложка. | Комплект | Комплект | Комплект | Комплект |
Нож | 1 | 1 | 1 | 1 |
Мешочки для посуды. | 2(1) | 2(1) | 2(1) | 2(1) |
Полевой дневник, карандаш | 1 | 1 | 1 | 1 |
Компас. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Часы с секундной стрелкой | 1(1) | 1(1) | 1(1) | 1(1) |
Солнцезащитные очки | 1 | 1 | 1 | 1 |
Туалетные принадлежности | комплект | комплект | комплект | комплект |
Маска защитная | 1(1) | 1 | ||
Спички в непромокаемой упаковке | 1(1) | 1(1) | 1(1) | 1(1) |
Специальное снаряжение | ||||
Ледоруб (альпеншток) | 1(1) | |||
Система альпинистская | 1 (1) | |||
Карабин альпинистский | 3 | |||
Лыжи туристские | 1(1) | |||
Бахилы | 1(1) | |||
Накомарник | 1 | 1(1) | ||
Спасательный жилет | 1(1) |
Примечание. Звездочкой отмечены предметы снаряжения, необходимые детям; указанное в скобках требуется для походов выходного дня с ночлегом (для однодневных походов без ночлега исключаются спальные принадлежности).
В горных и зимних походах для уменьшения веса рюкзаков и сохранения тепла рекомендуется использовать многоместные спальные мешки на 3—4 человека (на всех обитателей одной палатки).
О качестве туристского снаряжения можно узнать из справочников и туристской литературы. Особо следует отметить, что требования к туристскому снаряжению взрослых полностью относятся и к детскому. Но к последнему предъявляются некоторые дополнительные требования, имеются и некоторые специальные рекомендации.
Спальный мешок и вкладыш для ребенка проще всего сшить из одеяла и обычной простыни, сложив их вдвое. Для малышей дошкольного и младшего школьного возраста спальные принадлежности полезно дополнить пижамой или ночной рубашкой, принятыми в домашнем обиходе. Спальный коврик делается размером 40 см Х 80 см из листа пенополиуритана толщиной 4—6 см . Самой распространенной обувью являются туристские ботинки на рифленой подошве, но может быть использована и другая обувь на нескользкой подошве и с низким каблуком. Обувь должна быть заранее обношена и достаточно просторна, чтобы можно было вложить войлочную стельку и надеть толстый шерстяной носок. В дождливые периоды в качестве основной обуви используются резиновые сапоги, размер которых также должен позволять вложить толстую стельку, надеть шерстяные носки и портянку. Для предохранения шерстяных носков и портянок от протирания рекомендуется применять старые капроновые чулки или даже голенище от такого чулка, натягивая их поверх носков и портянок. Этот прием особенно удобен при ношении сапог и валенок. Обувь следует периодически просушивать на солнце, на ветру или поодаль от костра. Для горных и зимних походов к рукавам штормовых курток полезно пришить изнутри манжеты из паголенок старых эластичных или шерстяных носков, на нижних краях рукавов делают петли для подвязывания брезентовых рукавиц. К краю брезентовых (рабочих) рукавиц, применяемых в горном походе в качестве страховочных, а в зимних — для защиты шерстяных от протирания палками, пришиваются с наружной стороны резиновые тесемки длиной 10—12 см для прикрепления рукавиц к рукавам штормовки. Для детей дошкольного возраста лучше сшить длинные брезентовые рукавицы с охватывающей резинкой на верхнем краю (для лучшей защиты от проникновения снега в рукава и намокания одежды). Для горных походов к головному убору сзади и с боков пришивается двойной марлевый полог для предохранения от солнечных ожогов.
Для детей дошкольного возраста необходимо взять лишнюю смену обуви, белья, носков, шерстяных вещей, рукавиц.
В жаркое время года в качестве нижнего белья употребляются трусы и майка, в холодное время — трикотажные кальсоны и рубашки или тренировочные хлопчатобумажные костюмы. Плащ-накидка (обычно из полиэтиленовой пленки) должна накрывать туриста с рюкзаком и опускаться на 15—20 см ниже колен.
Для переноски в походе маленьких детей применяются различные способы.
Наиболее удобным для переноски остается легкое кресло с каркасом из прутковой стали, которое может навешиваться на такой же прутковый станок. Кресло может иметь вкладыш для лежания (вроде шезлонга), дающий возможность переносить малыша во время сна, или глубокий вставной подголовник, позволяющий ребенку дремать сидя, как пассажиру в самолете.
Перечень группового снаряжения для многодневных походов группы в составе трех-четырех семейных звеньев (9—14 человек, из них 3—6 детей) состоит из следующих предметов.
Наименование предметов | Количество для путешествий | ||||
|
пеших, велосипедных | горных | водных | лыжных | |
Палатка
|
3-4 | 3-4 | 3-4 | — | |
Палатка зимняя | — | — | — | 1* | |
Тент для «кают-компании» | 1 | 1 | 1 | ||
Комплект туристких
Котелков от 5 до 7 лит. |
1 | 1 | 1 | 1 | |
Топор большой в чехле | 1—2 | 2—3 | 2 | ||
Топор малый в чехле ** | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Пила двуручная в чехле | 1* | — | 1* | 1* | |
Металлические рогульки, тросик, крючья для подвески посуды | комплект | комплект | комплект | комплект | |
Рукавицы костровые ** |
1 | 1 | 1 | ||
Сковорода | 1 | _ | 1 | ||
Поварёжка | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Нож консервный ** | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Фляга ** | 3—4 | 3—4 | 3—4 | 3 _ 4 | |
Термос (1 — 3 л) | 1—2* | 1—2* | 2—3* | ||
Клеёнка | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Безмен | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Тара для продуктов (мешочки, банки, коробки | комплект | комплект | комплект | комплект | |
Мыло хозяйственное | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Спички в непромокаемой упаковке ** | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Планшет с картами. | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Свисток для сигнализации ** | 3—4 | 3—4 | 3-4 | 3-4
|
|
Медаптечка ** | компл. | компл. | компл. | компл. | |
Ремонтный набор | компл. | компл. | компл. | компл. | |
Фото- и киноаппаратура с принадлежностями ** | Компл. | компл. | компл. | компл. | |
Резиновый бинт (медицинский) | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Специальное снаряжение | |||||
Веревка основная (40 ) | 1 | 2-3 | 1* 1 | ||
Веревка вспомогательная (30—40 м) | 1 * | 1 | |||
Карабин альпинистский | 2—3* | 3-4 | |||
Крючья скальные | 1* | ||||
Молоток скальный | 1 | ||||
Примус туристский | 2—3* | ||||
Емкости для топлива | 1* | ||||
Печка походная с чехлом | 1 | ||||
Лопата лавинная | 2* | 2* | |||
Лопата саперная | 1 | 1 | |||
Лыжи запасные | 1-2 | ||||
Крепления лыжные запасные | — | 2—3* | |||
Валенки для дежурных | 2-3 | ||||
Набор лыжных мазей | компл | ||||
Мазь для пропитки обуви | 1 | ||||
Спринцовка большая (для байдарки) | 1 | ||||
Примечание. Предметы, отмеченные одной звездочкой, берутся в зависимости от конкретных условий путешествия, отмеченные двумя звездочками, составляют минимально необходимый набор для походов выходного дня.
Из палаток для летних путешествий наиболее удобны максимально легкие, рассчитанные на 3—4 человека, что соответствует обычному составу семейного звена. В более холодное время лучше брать портативную печку со складными ножками и трубами. Не стоит забывать, что существуют способы ночлега под тентом у костра и в снежных хижинах. Убедившись, что на маршруте есть подходящие условия, и заранее отработав эти способы устройства биваков, вы успешно справитесь с ними в походе и не только облегчите свою ношу, но и доставите этим и себе, и подросткам немалое удовольствие, приобретете ценный опыт.
Для летних походов в горах и в период, когда можно ожидать дождь на полдня — на день, хорошую службу окажет большой тент из полиэтиленовой пленки или прорезиненного капрона, под которым можно посидеть у костра (маленького), приготовить пищу, организовать игры и другие занятия для детей, которым трудно коротать время непогоды в тесноте палатки.
Для двух-, трехдневных, походов в дни отдыха состав общественного снаряжения может быть существенно сокращен. При сравнительно кратковременном пребывании в высокогорной или безлесной зоне в качестве топлива можно использовать небольшое количество сухого спирта.
Резиновый бинт (шириной 6 см) служит самым разным хозяйственным и бытовым целям (средство упаковки, жгут медицинский для остановки кровотечений). Разрезанный вдоль на 4 части бинт может использоваться в качестве шнурков для обуви (особенно удобен тем, что позволяет надевать тапочки, кеды и легкие ботинки не развязывая шнурков).
Медаптечка и ремонтный набор перед путешествием комплектуются в соответствии с перечнями, приведенными в туристских справочниках.
В жаркое солнечное время, особенно в горном путешествии, медаптечка дополняется кремами и мазями предохраняющими от ожогов.
Если в группе есть врач, фельдшер или медсестра ила просто турист, обученный делать подкожные и внутримышечные инъекции, в аптечку рекомендуется включить шприц и комплект ампул с обезболивающими, сердечными, противоядными и противостолбнячными средствами.
Аптечка плотно упаковывается в металлическую коробку, разъем которой заклеивается липкой лентой (лейкопластырем) для защиты от влаги. Можно вложить часть аптечки, например перевязочные средства, в npoчный полиэтиленовый пакет.
СМЕТА.
Денежные затраты на обеспечение путешествия складываются из транспортных расходов (проезд по железной дороге, самолетом, автобусом, грузовым такси туда и обратно), затрат на питание на подъездах и на марш руте, расходов на приобретение, прокат и предпоходный ремонт снаряжения, расходов на культурную программу (посещение музеев, приобретение сувениров, фото- киноматериалов и их обработка), послепоходные мероприятия (оформление отчета, фотостенда, заключитель ный вечер встречи участников) и непредвиденных расходов.
На денежные затраты до похода составляется смета которая утверждается на общем собрании взрослого состава участников.
ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКА
Маленьким детям не нужны специальные предварительные тренировки до похода. Всем премудростям туристской техники передвижения, страховки и быта они исподволь учатся в путешествиях, подражая взрослым. Кое-что приходится объяснять, кое-что подсказывать (как сделать лучше или удобнее ту или иную операцию, будь то шнуровка ботинка или укладывание рюкзака). Главное — всячески поддерживать инициативу малышей. Не отказывать им, когда они захотят что-то сделать, помочь. Хотя, конечно, взрослому легче все сделать самому, чем возиться с объяснениями, а потом переделывать за ребенком (а такое случается нередко и делать это надо не на глазах малыша).
Но может случиться так, что вы наметили совершить поход во время отпуска, в котором примут участие дети среднего и старшего возрастов, до этого не занимавшиеся туризмом. В этом случае будет полезно научить их основным приемам передвижения и страховки до выхода на маршрут, использовав для этого походы выходного дня или даже небольшие прогулки где-нибудь в парке, где есть хотя бы небольшие травянистые или грунтовые склоны, овраги и т. п.
Для начала надо проверить, правильно ли ходит будущий турист: стопа при ходьбе должна перекатываться с пятки на носок, а след быть параллельным направлению движения. Тех, кто при ходьбе разводит носки в сторону, придется переучивать! Этот способ не пригоден не только для походов, для ходьбы с рюкзаком, но даже в обычной жизни при продолжительной ходьбе, приводит к быстрому утомлению ножных мышц, в худшем случае может развиться плоскостопие. Для исправления этого дефекта ребенка надо учить ходить косолапя, «как медведь ходит», утрированно разводя пятки и сближая носки, рели ребенок и вы проявите настойчивость, за две-три недели можно добиться изменения походки, а искусственно поддерживаемая вначале «косолапость» пропадет сама.
На подъемах ногу надо ставить на всю подошву и ни в коем случае не на носок. Вместе с тем нужно стремиться к тому, чтобы ступня сохраняла горизонтальное положение, используя для этого мелкие неровности склона, выступающие камни и т. п. Не делая больших шагов, пешеход отыскивает удобные для опоры ноги места, как ступени воображаемой лестницы. Этим занятием полезно увлечь малышей, которым «отыскивание лесенки» позволит скрасить монотонность движения и приобрести полезный в любом возрасте навык. На склоне, где таких опор-ступеней нет, приходится разводить носки ног в стороны, — случай, когда это допустимо, — тем больше, чем круче подъем. При затяжном подъеме поднимаются наискось с переменой направления — серпантином. При движении серпантином или траверсом (поперек склона), когда тело пешехода расположено боком к склону, верхняя нога ставится всей подошвой поперек склона, а нижняя — также всей подошвой, но развернутым вниз по склону носком. На маршрутах, где преодоление склонов составляет значительную часть пути, например в горах, туристы пользуются альпенштоком или просто прочной палкой высотой до плеча, с помощью которой, держа ее наперевес в двух руках, опираются при ходьбе о склон или просто держат наизготовку на случай потери равновесия или соскальзывания подошв. Это совершенно необходимо на мокрых крутых травянистых склонах, на снегу. Ребят с самого начала полезно приучить непринужденно и правильно пользоваться палкой. Спуски по хорошей тропе или некрутому ровному склону обычно делают беглым шагом (особенно с легким рюкзаком). На более крутых участках спускаются на полусогнутых ногах. В этом случае особенно важно, чтобы нога встречала землю пяткой. Это надежно страхует от подвертывания голе-ностопа и растяжения связок. Альпеншток или палку держат в двух руках нижним концом назад, иногда опираясь и бороздя ею склон.
Учить ребят надо и ходьбе через лес или кустарник. Здесь очень важно постоянно помнить о впереди и сзади идущих товарищах и следить за их действиями. Движение передних позволяет корректировать свой путь и действия. Идущих сзади надо оберегать и предупреждать от возможных ударов ветвями. Через лес, кустарник, по каменистым осыпям двигаются в одежде с опущенными рукавами. Зачастую приходится переодеваться в длинные брюки. Последнее является в то же время способом борьбы с обычной ленью, когда пренебрегая осторожностью, турист проходит какой-нибудь участов «как-нибудь», страдая потом от многочисленных ссадив царапин и заноз. Приучив детей не бояться переодеться лишний раз, вы привьете им полезный в жизни навык.Движение по лесу используется и для воспитания аккуратности в укладывании рюкзака и обращении с ним. Подвешенные к рюкзаку котелок, ведро или даже круз ка, торчащее из кармана топорище не просто признак дурного тона, а причина постоянных помех в движении и с вашей помощью дети должны постараться быстрее усвоить это.
Конечно, любой путешественник должен уметь ориентироваться. Самым маленьким туристам топография, пожалуй, не понадобится, но умение найти обратную дорогу, выдержать определенное направление при движении (по солнцу, по звездам, по местным ориентирам) им очень и очень пригодится. Ваши дети, обученные элементам обиходного ориентирования, не заблудятся в двух соснах поблизости от лагеря, не вызовут переполоха и всеобщих поисков. Но у ориентирования есть еще одно достоинство: оно развивает наблюдательность и сообразительность. Поэтому уже четырех- и пятилетним детям в пути и на привалах полезно рассказывать, как ориентируются взрослые, как выбирают путь. Надо обращать внимание на ручьи, дороги, тропки, систему просек, их расположение относительно стран света и т. д. Эти беседы, выполняя роль учебных, в то же время скрадывают монотонность дороги, к которой дети очень чувствительны. Если вам удастся привить ребятам интерес к постоянному самоориентированию при движении, то они получат прекрасное средство развлечения во время марша. Для этого между ними полезно прямо на ходу проводить небольшие соревнования по определению расстояний до лежащих на пути объектов (сколько идти до моста? до деревни? до перекрестка дорог?). При этом единицей измерения можно сделать время в минутах, а для более старших — и расстояние (в шагах), и время. Можно задавать вопросы-задачи по определению направлений, места нахождения группы. Полезно обсуждать вслух при ребятах или просто сообщать соображения о предстоящих действиях группы. Это бывает интересно и взрослым участникам, а ребятам и подавно. Руководителям-молчунам надо учесть это обстоятельство и изменить свое поведение в этой части.
Отличным средством обучения, физического развития и тренировки служат небольшие соревнования на полосе препятствий. Даже 4—5 детей достаточно, чтобы потрудиться для них и поставить им дистанцию. Для ребят от 3 до 7 лет она может выглядеть так, как показано на рис. Организовать ее можно на опушке леса или небольшой, 50 X 20 м, поляне, а трасса по длине составит 80—100 м, считая по 5—6 м расстояний между отдельными препятствиями.
Лягушатник делается из сухих веток и прутьев (в безлесной местности можно все деревянные элементы для трассы, конечно, кроме деревьев для «обезьянника», заготовить заранее из реек). Ребята перепрыгивают через поперечины двумя ногами сразу—по-лягушачьи. «Лабиринт» обозначается в кустарнике или между деревьями с помощью тесьмы. Его можно сделать посложнее, чем на рисунке, с двумя-тремя резкими поворотами. «Нора» устраивается из плащ-палатки или любого куска непрозрачной ткани размером 1,5 X 2,0 м. Нижний край прикрепляется колышками достаточно свободно, для того чтобы под ним можно было проползти на четвереньках. «Бревно» делается из обрезка ствола диаметром не менее 20 см с неснятой корой или очищенного от нее, но с сухой поверхностью. Использовать гладкий и влажный ствол нельзя. Если часть коры во время соревнований ободралась, придется сделать перерыв, и затесать оголенное место топором во избежание соскальзывания и травмирования соревнующихся. Чтобы бревно не перекатывалось, его закрепляют колышками или оставляют на нижней стороне сучья, которые впиваются в землю. На боковой и верхней поверхностях бревна сучья срубаются или спиливаются заподлицо. «Обезьянник» — любимый снаряд всех малышей, на котором они готовы висеть до и после соревнований по многу раз, выполняется из основной веревки диаметром 10—12 мм. Веревки туго натягивают. Если для этого не хватает сил или нет горных карабинов, чтобы применить полиспаст, общую длину между опорами надо сократить до 2—3 метров. Затем по возможности туго натянутые веревки дополнительно оттягивают в стороны с помощью коротких концов вспомогательных веревок. Ребята преодолевают «обезьянник», переступая ногами по нижней веревке и держась руками за верхнюю. «Волчатник» проходится перепрыгиванием или подлезанием под натянутой тесьмой, которую нельзя задевать. Для большего эффекта в перекрестья тесьмы стоит подвесить колокольчики, звон которых будет сигнализировать о неловких движениях ребят, за которые назначается штраф в секундах. В конце дистанции соревнующиеся ударом ноги должны прогнать большой мяч через ворота, затем вложить его в лежащий на финише рюкзак и надеть рюкзак на себя. На прохождение такой полосы препятствий у самых шустрых уходит около минуты, у самых неловких и маленьких до 2 минут. До начала соревнований всех участников выстраивают, объясняют и демонстрируют, как надо проходить препятствия. Потом всем предлагается сделать пробное прохождение всей трассы. При этом и во время соревнований взрослые подстраховывают малышей на «бревне» и «обезьяннике», а самым маленьким подсказывают, что и как надо делать.
По окончании соревнований все без исключения участники награждаются всякого рода призами: за первые места среди мальчиков, среди девочек, за волю к победе — тому, кто больше всех провозился, но дошел до финиша, за самое техничное или оригинальное прохождение того или иного препятствия и т. п. Без награды перед строем не должен остаться ни один! В качестве призов могут служить книжки, небольшие игрушки, сувениры, лакомства.
Чем старше дети, тем сложнее дистанция и тем серьезнее должны проводиться соревнования, приближаясь для старших школьников к уровню соревнований взрослых.
В группах, где дети достигли школьного возраста, в соревнования следует вовлекать всех участников, включая взрослых. Такие соревнования типа «Мама, папа, я — спортивная семья» наиболее отвечают духу туристского коллектива и всегда имеют большой успех.
В состав препятствий для школьников 2—5-х классов можно включать переход по бревну или доске через небольшой ручей; преодоление болота или ручья по кочкам или камням (кочки можно условно обозначить на сухой ровной площадке в виде прямоугольников 50X50 см из прутьев или сучьев); прохождение отрезков пути длиной в 50—100 м по азимутам, с выходом на вбитый в землю колышек, отклонение от которого штрафуется (это препятствие удобно ставить на лугу, покрытом травой, в которой колышек становится видимым лишь за 1—2 метра); подъем и спуск по крутому склону с использованием веревки и т. д. Длину дистанции можно увеличить до 500 м.
Еще более старшим детям можно предложить преодоление навесной переправы (страховка обязательна), спуск с обрыва по веревке спортивным способом, прохождение перил с организацией самостраховки, имитацию срыва с самозадержанием, ориентировку на закрытом (непросматриваемом) отрезке маршрута и другие элементы туристской техники. Длина дистанции для старших школьников может быть увеличена, но делать ее больше километра нецелесообразно, так как в противном случае проведение соревнований окажется не под силу даже многочисленной туристской группе, а зрелищность пропадет. Вообще интересы зрителей, состоящих из родителей и детей, не проходящих дистанцию в данный момент, должны постоянно быть в поле зрения участников похода. Компактное расположение препятствий, просматриваемость их из одной-двух точек, создание хороших условий для фотосъемки по ходу соревнований являются непременными условиями.
Для организации простейших соревнований достаточно обеденного перерыва, для более сложных отводится один-два дня. Соревнованиям могут быть посвящены двухдневные походы выходного дня (самый распространенный случай). В многодневном путешествии их можно провести во время дневки или во время пребывания в базовом лагере (при радиальной или линейно-радиальной схеме маршрута),
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ГРУППЫ И ПОХОДНОГО БЫТА
РЕЖИМ ПОХОДНОЙ ЖИЗНИ.
В жизни человека правильный режим питания, физической и умственной деятельности, отдыха играет большую роль. Детям это важно вдвойне. Для участников туристских походов соблюдение режима непременное правило. Путешественникам самой младшей и младшей возрастных групп желательно в основном сохранить’тот же распорядок дня, что и дома: те же часы питания, дневного и ночного сна. Большая физическая и эмоциональная нагрузка на ребят в походе компенсируется постоянным пребыванием на свежем воздухе, крепостью сна, так что практически продолжительность отдыха может не меняться. Иногда в первые дни похода целесообразно увеличить продолжительность сна на один час против принятой дома.
Для дошкольников и младших школьников требуется 11 часов сна, для 8—12-летних—10, для более старших — 8—9 часов. Примерный режим жизни в летнем пешеходном путешествии выглядит следующим образом:
Мероприятия туристского похода (путешествия) | До 7 лет | 8-12 лет | 13 лет и старше |
Подъём, зарядка, умывание (купание). | 7.00-7.30 | 7.00-7.30 | 6.30-7.00 |
Завтрак. Подготовка к выходу. Уборка места ночлега. | 7.30-9.00 | 7.30-9.00 | 7.00-8.30 |
Движение по маршруту. Экскурсии, краеведческая работа. | 9.00-12.00 | 9.00-12.00 | 8.30-12.00 |
Большой привал. Приготовление обеда. Купание. Игры. Обработка собранных материалов. Обед. Отдых (сон). Уборка места привала. Подготовка к выходу. | 12.00-15.00 | 12.00-15.00 | 12.00-15.00 |
Движение по маршруту. Экскурсии, краеведческая работа. | 15.00-17.30 | 15.00-17.30 | 15.00-18.30 |
Подготовка места ночлега, приготовление ужина. Починка снаряжения, одежды, обуви. Ужин. Обработка собранных материалов. | 17.30-19.30 | 17.30-19.30 | 18.30-20.30 |
Обсуждение событий прошедшего дня. Свободное время. Беседа у костра. Игры. Песни. | 19.30-20.30 | 19.30-20.30 | 20.30-21.30 |
Вечернее умывание. Подготовка ко сну. Отбой. | 20.30-21.00 | 20.30-21.00 | 21.30-.22.00 |
Для того чтобы выполнить такой распорядок, дежурные должны подниматься на полчаса раньше, чтобы успеть приготовить завтрак. Время отбоя соблюдается неукоснительно.Не менее важно обеспечить регулярное полноценное питание в пути.Турист должен получать горячую пищу три раза в день и, кроме того, через 1,5—2 часа во время коротких привалов подкрепляться бутербродом или сухарем, печеньем, конфетами с несколькими глотками чая или воды из фляжек.
Бывают случаи, когда уставшие туристы теряют аппетит. Чаще всего это происходит вечером. Ребятам хочется только одного — забраться в палатку и заснуть. Но оставаться без ужина никак нельзя: это непременно скажется на следующий день потерей работоспособности и еще большим утомлением. Особенно уставшим следует поручить более легкие, приятные или престижные работы, а когда настанет время ужина, убедить поесть и выпить горячего сладкого чая. Никакие самые неблагоприятные условия не могут оправдать отказ от приготовления и приема вечером горячей пищи. Однако, если уставший ребенок крепко заснул, не дождавшись ужина, и вам не удается его сразу разбудить, оставьте его спать до утра.
Дневной сон совершенно обязателен для самых маленьких путешественников и желателен для всех детей до 12-летнего возраста включительно. Здесь требуется проследить, чтобы после отбоя не было ни игр, ни разговоров. Для этого ребят укладывают спать в разных палатках или на воздухе поодаль друг от друга.
Случается, что ребенок начинает капризничать, окружающее его раздражает, хотя незадолго до этого он всему радовался. Это верный признак наступившего утомления. Если ребенок двигался самостоятельно, его следует взять на плечи или посадить в кресло-рюкзак. Еще лучше сделать остановку на час-полтора, занять малыша спокойной игрой, напоить горячим сладким чаем с чем-нибудь вкусным. Восстановление хорошего самочувствия после такого происшествия в начале похода происходит довольно быстро, и вы спокойно можете продолжать свой путь. Если же это произошло в конце маршрута и ребенок продолжает капризничать, то лучше подумать о скорейшем возвращении домой.
Если вы живете в большом городе и обратный путь связан с длительной поездкой в переполненном поезде или автобусе, не забывайте, что такая поездка более утомительна, чем поход, и для взрослых, и особенно для ребят. Время подобного переезда должно планироваться как активная часть дневного режима, приравненная к походному времени
ПИТЬЕВОЙ РЕЖИМ.
Важное значение имеет соблюдение питьевого режима. Беспорядочное питье, вызываемое лишь чувством жажды, недопустимо. Усиленное питье в жару, да еще при движении с грузом приводит к усиленному потоотделению. С потом теряется много соли, нужной для правильного обмена веществ. Соль, в частности, необходима для удержания воды в организме. «Вымывая» неумеренным питьем соли из тканей своего организма, человек лишь вызывает еще большую жажду, перегружает сердечно-сосудистую систему, что значительно снижает работоспособность. Пить до утоления жажды можно только после приема пищи: утром, в обед и вечером. В пути следует при появлении сухости во рту и горле лишь прополоскать их водой и сделать два-три небольших медленных глотка из фляги. Главное—приучить ребят не пить воду на ходу. Ведь чаще всего это не столько потребность, сколько плохая привычка,Лишь для маленьких ребят в запасе всегда должно быть наготове питье. Если более старшие даже в жаркий день могут подолгу обходиться без воды, то малыши не могут проявить такую выдержку. Жажда быстро отнимает у них силы и жизнерадостность. Поэтому поллитровая фляга с холодным подслащенным чаем, кисло-сладким морсом или просто кипяченой водой должна быть в запасе для каждого ребенка. Не забудьте оставить запас воды и на время возвращения в поезде или автобусе: ведь нередко этот этап длится час-полто-ра, а то и больше, и в это время уставшие ребята, лишенные свободы передвижения, особенно остро ощущают жажду.В походе хорошо утоляют жажду ягоды. На малых привалах можно выдать по кислой конфете. При длительной нагрузке организм особенно нуждается в кислом потому, что при усиленном дыхании из него выводится много кислоты и резко повышается щелочностьтканей.Воду следует пить, предварительно прокипятив ее не менее 2 — 3 минут, а сырую только из питьевого водопровода или из родниковых источников. В крайнем случае можно пить колодезную или чистую воду из ручьев или рек, предварительно растворив в ней несколько крупинок марганцево-кислого калия (до очень бледного розового цвета) и несколько раз перелив ее струей из сосуда в сосуд (следить, чтобы в рот не попала крупинка марганцовки)
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. САМОКОНТРОЛЬ
Мы стремимся с раннего возраста привить детям правила личной гигиены. Туристский поход — еще одно средство для закрепления полезных гигиенических навыков. В походе наглядно проявляется польза чистоты, опрятности. Польза от ухода за «материальной частью» своего организма наглядно проявляется в хорошем самочувствии, бодрости. Это достигается утренним обтиранием тела, купанием, мытьем рук перед едой, чисткой зубов. На больших обеденных привалах и вечером нужно мыть ноги, что быстро снимает с них ощущение усталости.
При утреннем туалете необходимо сделать зарядку. Основная цель зарядки — подготовка организма к дневным переходам, улучшение тонуса и работоспособности мышц.
Необходимо постоянно контролировать чистоту белья и особенно носков туристов. У каждого должен быть запас сухих и чистых носков. При намокании ног следует переобуться при первой возможности, так как движение в мокрой обуви и носках может привести к потертостям, а в холодную погоду — к простуде.
Распространенной ошибкой неопытных туристов является ношение обуви на «босу ногу». Ноги, не защищенные носками, рано или поздно будут натерты от мелких соринок, камушков и даже пыли, неизбежно попадающих внутрь обуви. Некоторые ребята, привыкая ходить босиком в деревне или на даче, думают, что так можно ходить и в походе. Таким «закаленным» пешеходам надо терпеливо разъяснять, что хождение без обуви недопустимо даже на биваке, так как имеется большая вероятность повреждения ноги скрытыми в траве или песке острыми предметами, осколками бутылок. На даче человек, повредивший ногу, может посидеть несколько дней дома. В походе подобное происшествие может сорвать поход всей группе, ведь достаточно наступить на острый сучок или осу, сидящую на траве, как турист окажется неспособным самостоятельно продолжать путь.
В походе туристы все время находятся на свежем воздухе, под лучами солнца, имеют возможность часто купаться. Эти условия — лучшие средства закаливания, но и здесь важно приучить ребят соблюдать меру. Идти нужно легко одетым, с обнаженными руками и ногами. В холодную погоду в тренировочном хлопчатобумажном костюме. Грудь должна быть открыта. На больших привалах и дневках можно принимать полную воздушную ванну.
Солнечные ванны во время переходов принимать не следует, потому что это ослабляет организм. На голове должна быть легкая светлая шапочка. Загорать нужно постепенно увеличивая продолжительность пребывания на солнце. Ребятам необходимо напоминать о том, что, не соблюдая осторожность, можно быстро получить ожог, который способен вывести человека из строя. Принимать солнечные ванны рекомендуется только на больших привалах, перед обедом или на дневках.
Купаться в пути можно каждый день, но не более двух раз, лучше утром и перед ужином. Даже в жаркое время находиться в воде более 15—20 минут не следует. Руководителю группы перед купаньем ребят нужно лично обследовать место: проверить глубину, убедиться в отсутствии ям, коряг, водоворотов и холодных подводных течений. Купаются дети под наблюдением взрослого. Должны быть продуманы и обеспечены меры безопасности и оказания первой помощи.
Юных туристов нужно научить контролировать свое состояние. Самоконтроль во время путешествия — необходимое средство для своевременного выявления начинающихся заболеваний и переутомления.
Жизнерадостность и бодрость, быстрое засыпание, 3 спокойный и глубокий сон — признаки нормального состояния. Апатия, сонливость и вялость указывают на переутомление. Нормальный пульс — 65—75 ударов в минуту, но этот показатель индивидуален, и каждый турист должен знать свою норму. Возвращение пульса к норме после нагрузки является верным показателем достаточной тренированности и хорошего состояния организма и не должно превышать 3—5 минут после 20 приседаний.
Дыхание достаточно тренированного туриста при нормальных походных нагрузках должно оставаться спокойным и равномерным. Одышка, сильное и частое сердцебиение — признаки недостаточной подготовленности, переутомления или сердечно-сосудистого заболевания. Неоднократно появляющаяся одышка — повод обратиться к врачу.
Надежность и эффект самоконтроля, как средства выявления состояния туристов, значительно повышается, если его показатели регулярно записываются: утром до завтрака и вечером перед ужином. Фиксируются частота пульса, самочувствие и беспокоящие симптомы: головная боль, озноб, плохой аппетит и т. п. Кроме того, по утрам полезно измерять пульс и время его возврата к норме после 20 приседаний, а также мышечную силу кисти, измеряемую динамометром. Записи позволяют проследить динамику функциональных изменений состояния организма и прогнозировать его. Это, в свою очередь, может быть серьезным подспорьем руководителю в регулировании нагрузки на участников путешествия: сигналом к внеплановому отдыху при появлении признаков переутомления или, наоборот, показателем возможности интенсивного передвижения при возникшей необходимости.
Немалую роль в походной жизни играет умение правильно пользоваться одеждой, обувью, снаряжением. Здесь взрослые имеют неисчерпаемые возможности воспитания у детей (и у себя тоже) аккуратности, бережливости, организованности. От этих качеств прямо зависит самочувствие и благополучие туриста, здесь причина и следствие в поведении близки и особенно ощутимы: не переобулся вовремя, промочил ноги — получил потертость; не положил на место складной нож — он потерялся безвозвратно; закрыл небрежно флягу с водой — вымочил содержимое своего рюкзака; поленились окопать палатку — проснулись в луже от ночного дождя.Важным «инструментом» воспитания является рюкзак. От его правильной укладки, подгонки и ношения в значительной мере зависят самочувствие, настроение, а порой и безопасность путешественника. Правильно уложенный, он составляет как бы часть тела туриста.
БИВАКИ
Особое место в жизни туристской группы занимают биваки. На них группа проводит более половины суток. От комфортности и соблюдения порядка в постоянно меняемом месте жительства многое зависит в путешествии.Место лагеря для большого обеденного привала выбирают в сухом, защищенном ог ветра месте, в жаркую погоду желательно в тени, в холодную — на солнце.
Особенно большого внимания и тщательности требует подготовка лагеря для ночлега, так как он должен обеспечить полноценный отдых.
Выбрав место для лагеря, отводят места для палаток и костра так, чтобы искры от последнего не долетали до палаток. Метрах в 100 (не ближе) от них определяют место для уборной. Для ночлега следует использовать в первую очередь прежние биваки других групп, сохраняя их планировку и пользуясь старым кострищем.
В случае длительного пребывания на одном месте, лагерь надо убирать два раза в день, палатки и постельные принадлежности проветривать и просушивать.
Площадка около костра является любимым местом сбора любой туристской группы. Ее желательно оборудовать сиденьями из поваленных стволов или других подручных средств и постоянно содержать в чистоте и порядке: дрова и валежник должны быть аккуратно сложены, продукты и посуда помещены в удобном месте, чтобы они не попадались под ноги. Дежурным следует создать хорошие условия для работы у костра.
При уходе из лагеря, после укладки рюкзаков, группа полным составом производит уборку. Весь мусор, бумаги, тряпки должны быть сожжены, несжигаемый мусор закопан или унесен с собой, а костер полностью погашен.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ.
Соблюдение режима не менее важно и при движении по маршруту, составляющему основную часть физической нагрузки в походе. Удобно придерживаться часового ритма, который облегчает контроль времени и соблюдение выбранного темпа. Так, 40 минут движения должны сменяться 20-минутным отдыхом, 30 минут марша — 30-минутным привалом. Ритм 45—15 или 50—10 минут более подходит группам, где ребята достигли 13 лет. Однако первый привал после выхода с бивака рекомендуется делать через 15—20 минут движения, для того чтобы устранить неудобную укладку рюкзака, проявившуюся при движении, переобуться или снять лишнюю одежду (в движении человеку всегда теплее, чем на отдыхе). Иногда приходится делать внеочередную остановку: для организации переправы, разведки пути, для оказания неотложной помощи. Во всех этих случаях отсчет времени очередного перехода начинается заново. Но группа должна быть настроена на то, чтобы таких незапланированных остановок, сбивающих с ритма, было как можно меньше, а сами паузы в движении рассматривались как время отдыха.
Отдых требуется не только от «работы» ногами, но и малышам от однообразия позы при переноске в кресле. Однообразными оказываются для младших ребят и сами переходы. Зато они очень любят большие и малые привалы и остановки. Не надо думать, что из-за возможности посидеть. Наоборот. Именно здесь они сразу забывают об усталости и затевают всякие игры. Если же ребята начинают капризничать, то это верный признак наступившего утомления.
Надо отметить, что поход с маленькими детьми происходит в непривычном для взрослых темпе. Ребятишки не только перемещаются медленнее, но также часто отвлекаются, сами затевают игры на ходу. Взрослых такое замедленное неравномерное продвижение по маршруту утомляет и раздражает. В этом случае с детьми двигаются и опекают их лишь 2—3 человека, сменяясь по очереди. Остальные могут идти своим темпом. Потом они либо возвращаются, сменяя тех, кто оставался с детьми, либо занимаются другими туристскими делами, дожидаясь пока подтянется «обоз». Особенно помогает такая организация похода зимой. Пониженная температура воздуха требует интенсивного движения, да
и сам по себе бег на лыжах доставляет удовольствие именно скоростью. И здесь с детьми надо оставить лишь 2 человек, а остальные получат возможность свободно передвигаться. Только сменяться зимой надо почаще — через полчаса, максимум через час, чтобы не остыть на холоде. Такая тактика наиболее приемлема для небольших походов в выходные дни.
На серьезных многодневных маршрутах подобный метод начинает противоречить принципу коллективности действий группы.
Каждый переход следует начинать в замедленном темпе, постепенно, в течение 3—5 минут доводя его до нормального. Основное время каждого перехода следует двигаться в ровном, максимально быстром, но посильном темпе.
За несколько минут перед очередным привалом рекомендуется постепенно снижать темп, чтобы перевести работу сердца и легких на более спокойный режим перед остановкой. На затяжных подъемах и сразу после них (чтобы последним не пришлось догонять) темп снижается с целью сохранить уровень нагрузки на организм, а на спусках может увеличиваться. В походе крайне нежелателен неравномерный ход, «рваный» темп, незаметно изнуряющий путников. И уже совсем недопустим бег, который сбивает дыхание путника и грозит травмами ног, в первую очередь голеностопов, и без того работающих со значительной перегрузкой от дополнительного веса рюкзака. Руководителю не следует допускать отставания отдельных участников из-за фотографирования, сбора ягод или цветов на ходу, для этого лучше остановить группу или использовать время привала.
Нельзя растягивать группу во время перехода, допускать отставания отдельных участников более чем на 100—200 метров (тем более за пределами видимости) даже непосредственно перед очередным привалом. Ведь отставшему и, вероятно, уставшему более других и от-
дыхать придется меньше, что еще больше увеличит степень его утомленности по отношению к другим участникам группы. Растягивание группы, кроме того, чревато серьезными осложнениями: она становится практически неуправляемой. Не видя впереди и сзади идущих на закрытом маршруте (в лесу, в зарослях, в пересеченной местности), туристы вынуждены в одиночку выбирать путь, рискуя в любой момент сбиться и отстать. Даже в однодневном походе это может привести к необходимости вести поиск, что сорвет весь маршрут, поэтому у туристов при движении и принято равняться на слабейших и принимать меры к уравниванию ходовых возможностей участников.
Чтобы группа (ее ведущий в первую очередь) держала темп, равняясь на более слабых (к которым относятся прежде всего дети), их ставят в голову колонны, сразу или через одного-два человека за направляющим, которому в этом случае нетрудно следить за ними. Кроме того, идти в голове группы психологически много легче, чем в конце, так как вид уходящих вперед товарищей для людей, не имеющих сил догнать их или тянущихся за ними из последних сил, действует угнетающе. Уравнивание сил участников достигается различной загрузкой рюкзаков и распределением попутных поручений: разведка пути, сбор информации, фотографирование, оказание помощи друг другу. При этом основная тяжесть их ложится на более сильных. Если возникла необходимость перераспределить в пути груз (разгрузка более слабых), руководитель должен проявить максимум такта и изобретательности, чтобы не задеть их самолюбие. Основным правилом здесь должно быть внушение мысли, что туристская группа есть единый коллектив, успех которого складывается из слаженных действий и благополучия всех участников, как бы ни были велики различия в их возможностях (в группах с детьми доля полезной отдачи каждого может колебаться от нуля у двух- и трехлетних до максимума у руководителя группы). Часто и взрослые, и особенно подростки протестуют при попытках забрать у них часть груза. В этих случаях будет лучше, если у нуждающихся в облегчении ноши тяжелые вещи будут обменены на более легкие, но объемные. Разгрузку можно также замаскировать, вовлекая в перераспределение еще несколько участников, объективно не нуждающихся в помощи, о чем с ними следует быстро договориться, во избежание недоразумений и споров с их стороны. В крайнем случае такие действия можно мотивировать целесообразностью загрузить наиболее сильных, для того, чтобы они не убегали вперед.
Во избежание разрывов и растягивания в колонне направляющий должен позаботиться, чтобы собрать группу после преодоления какого-либо препятствия: оврага, переправы по бревну или вброд, завала и т. п.
Чаще всего роль направляющего берет на себя руководитель группы. Однако главная его задача — обеспечить общий порядок при движении и выполнение программы похода. Кроме того, поход со старшими детьми — это еще и средство приобщения их к постоянному занятию туризмом. Вести же группу по маршруту, пожалуй, наиболее интересная и престижная роль, желанная почти любому подростку. Поэтому поручать ее рекомендуется старшим ребятам на всех участках пути (лучше с утра до вечера), где движение впереди не требует большого опыта и знания технических приемов.
Выбор пути может быть поручен направляющему. Но бывает, что участники, правильно выдерживающие темп, слабо ориентируются на местности, и наоборот. Тогда в помощь направляющему выделяется «штурман», который помогает первому туристу выбирать направление. Вообще подростки вдвоем успешнее справляются с ролью ведущего, если, конечно, они достаточно воспитаны для такого сотрудничества.
Кроме того, в любой туристской группе должен быть назначен замыкающий, которым обычно бывает второй по силе и опытности после руководителя участник. В его рюкзаке или у его помощника должны находиться медицинская аптечка, и ремнабор. Его главная задача — не допускать, чтобы кто-нибудь остался сзади него. Он отвечает за всю группу. Если роль направляющего и ведущего может быть поручена детям старших возрастов (конечно, при непременном контроле за их действиями со стороны руководителя), то замыкающим непременно должен быть взрослый участник, на которого руководитель может безоговорочно положиться.
Во время перехода рекомендуется контроль времени по часам. Это делают направляющий и руководитель группы (для подстраховки). Для привалов надо выбирать места, обеспечивающие полноценный отдых: в жаркий день — теневое место, в холодную погоду — защищенное от ветра и освещаемое солнцем. Немалую роль играют обзорность с места привала, его эстетические достоинства. Ради этих целей целесообразно пройти немного дальше, чем предполагалось или, наоборот, остановиться несколько раньше, а для этого и необходим постоянный контроль за временем.
При преодолении препятствий не должно быть спешки, следует избегать прыжков, особенно с рюкзаком. В крайнем случае при необходимости перепрыгнуть канаву или иное препятствие рюкзаки снимают и передают или перебрасывают на другую сторону с рук на руки.
Не следует без крайней необходимости прибегать к устройству переправ. Лучше всего поискать мосты и переправы, которыми пользуются местные жители, даже если для этого придется сделать крюк в километр-полтора. Если неподалеку имеется населенный пункт, там наверняка есть переправа. На места переправ указывают тропинки, сбегающие к берегу. Для перехода через небольшие, но достаточно широкие речки, можно воспользоваться бродом, на наличие которого также указывают тропинки или дороги, спускающиеся к воде и продолжающиеся на другом берегу, При самостоятельных поисках брода руководствуются следующим. Вероятное мелкое место находится в наиболее широких местах реки. Вода на мелях значительно светлее, рябит на поверхности. У крутых берегов находятся глубокие места, у пологих — мелкие. Большинство мелей имеет косое направление.
Для переправы через узкие, но глубокие речки можно поискать сваленное дерево, находящееся невысоко над водой, и переходить по нему, используя для опоры шест. Маленьких детей и рюкзаки переносят отдельно. На переправе по бревну следует переходить поодиночке. До начала любой переправы должны быть продуманы и обеспечены меры помощи на случай падения туриста в воду. Если переправа невыполнима или сложна для людей б грузом, следует организовать переброску рюкзаков по натянутой веревке.
Выбранный и, конечно, вовремя сообщенный всем участникам режим движения рекомендуется аккуратно соблюдать, даже если ребята просят отдохнуть раньше положенного. Так воспитывается умение преодолевать свою слабость, чувство усталости. Ведь последнее — естественное следствие любой деятельности.
Усталость или утомление (но не переутомление) это реакция организма (в первую очередь центральной нервной системы) на определенное количество выполненной работы. Обычно утомление проходит после отдыха соответствующей продолжительности. Чем лучше развит и тренирован организм, тем позже наступает усталость. Но преодоление первоначального ощущения усталости и продолжение некоторое время вызвавшей его деятельности являются единственным средством повышения тренированности, развития организма, увеличения предела его работоспособности. Поэтому в целях физического развития и воспитания выносливости надо стремиться научить ребят преодолевать это первоначальное чувство усталости. Взрослые могут помочь им в этом, заняв на ходу какой-либо игрой, интересным рассказом, предложив направляющую идею, связанную с игрой, тайной, героикой, всем тем, что больше всего захватывает детей. Для этого поиск места лагеря или потерянной тропы именуется разведкой, и к нему непременно привлекаются дети. Затяжной подъем можно представить, как восхождение, с обсуждением его высоты, протяженности, сложности и проявляемой при этом участниками доблести и т. д.
Однако степень утомления детей следует постоянно держать под контролем. Ведь разрыв между усталостью и возможным переутомлением (за которым может развиться стойкая неприязнь к занятиям туризмом или к любой другой деятельности, вызывавшей его) у детей значительно меньше, чем у взрослых. Чтобы определить допустимые нагрузки для детей, каждому необходимо приобрести свой собственный опыт наблюдений. Наиболее характерными внешними проявлениями нормального состояния ребят служит их жизнерадостность, подвижность, говорливость, способность интересоваться окружающим, затевать игры, желание двигаться дальше после очередного привала. Об усталости свидетельствует наступившая молчаливость, экономность в движениях, невнимательность, а также вопросы: «Когда придем?», «Скоро ли будем есть?» и т. п.
Капризы (если ребенок вообще не капризен), безразличная или раздражительная реакция на окружающее, плохое настроение на следующий день после похода, особенно нежелание отправиться в новый поход — верные признаки того, что ребенок был переутомлен.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ГРУППЕ.
Успех похода с детьми, эффективность его воспитательных и познавательных аспектов впрямую зависят от того психологического климата, который установится в группе и среди ее детского состава. Семейный туризм — прекрасная форма совместной деятельности детей и родителей, форма общения, которого мы, увы, часто лишены в повседневной жизни. В походе у нас есть время и возможность все занятия сделать равно интересными и полезными для детей и взрослых, и залог успеха — в активности наших младших партнеров. Поэтому любые усилия в этом направлении будут оправданы и окупятся сторицею.
С самого начала вы поддерживаете (или создаете) различные традиционные ритуалы. В первый же день устраиваете праздничное построение и руководитель группы зачитывает участникам приказ номер один, в котором, кроме всяческих поздравлений и некоторых шутливых сентенций, звучит распределение обязанностей. Ни один ребенок не должен быть обойден вниманием. Надо учесть, что дети честолюбивы, и не надо бояться поддерживать их честолюбие в разумных дозах. Ребенок будет счастлив, если перед строем объявить, что он назначается главным помощником старшего ремонтника или самым главным заместителем главного рыболова. Важно, чтобы все они были «главными» и «старшими», во избежание обид (по крайней мере, это касается детей от 5 до 12 лет). Все (без исключения) дети должны участвовать в дежурстве (и самому маленькому может найтись посильное занятие) . Пусть он таскает хворост к костру, раздает всем во время еды обеденные принадлежности, помогает мыть посуду.
В детях вообще заключено несметное количество энергии, и направить ее в нужное русло — наша задача. Если вы с самого начала заинтересуете детей, создадите веселый, игровой настрой, они с доверием и энтузиазмом будут впоследствии принимать любое ваше предложение. Для детей весь поход — игра (для них пока еще вся жизнь — игра), и не бойтесь им подыгрывать. Ребята очень любят ритуалы, всяческую мишуру, яркие «декорации». Подготовьте заранее походное знамя, простенькие эмблемки, яркие нашейные косыночки, несколько грамот (их обязательно должно хватить на всех детей). Заготовьте все втайне от ребят, потом постепенно вручайте им в торжественной обстановке.
Построения и приказы (последние обязательно полусерьезные-полушутливые) не только создают настрой, но и заметно дисциплинируют. Благодарности и выговоры, объявленные перед строем, имеют для детворы огромнейшее значение, и если поощрения вы можете зачитывать хоть ежедневно, помня, однако, что слишком частое повторение притупляет восприятие, то, прежде чем объявить выговор ребенку, «семь раз отмерьте» порицания, тем более общественные, дети всегда переносят болезненно.
Взрослым участникам похода надо всемерно поддерживать и укреплять личным отношением авторитет руководителя группы, который в свою очередь должен показать умение сочетать желание коллектива и отдельных участников с необходимыми и целесообразными в данный момент действиями.
Помогать друг другу, не дожидаясь просьбы — прекрасное правило. Но не менее важно умение принимать эту помощь: отказ невольно, порой даже неосознанно может быть воспринят, как нежелание «одалживаться», а значит, и быть обязанным в свою очередь оказать услугу. Не надо забывать и о том, что предложивший помощь испытывает удовлетворение, если ею воспользовались, отказ же лишает его этой маленькой радости.
Правила взаимного общения в группе в полной мере относятся к общению с местным населением. При встречах с людьми следует проявлять приветливость, всегда первыми здороваться, вежливо отвечать на расспросы. Недопустимо свысока, с подчеркнутым удивлением или тем более с насмешкой относиться к обычаям, одежде, быту или речи местных жителей, поправлять сказанное «неправильно». В населенных пунктах следует всем, включая детей, появляться одетыми, помещение (магазины, почту, жилые дома) входить одетыми в брюки и рубашки.
Туристы должны бережно относиться к чужому имуществу и угодьям, не трогать заготовленные дрова, сено, не использовать изгороди и постройки, даже имеющие заброшенный вид, на топливо. Надо стараться оказать посильную помощь и услуги местным жителям, не требующие большой затраты времени, например помочь вытащить застрявшую телегу или автомашину, донести попутный груз и т. п.
Дети очень восприимчивы к разговорам взрослых, чувствительны к отношениям между ними. Присутствие в походе нескольких родительских пар может привести к разногласиям по самым разнообразным вопросам, в том числе по поводу того, где остановиться, что варить и т. п. Если вы не хотите испортить поход себе и, главное, детям, наберитесь терпения, уважайте мнение других. Исключите споры на бытовые темы из коллективных и семейных разговоров. Доверьте определение места стоянки руководителю, а обсуждение меню и разрешение детских споров — дежурным. Свое особое мнение или критические замечания не делайте достоянием всей группы. Гораздо внимательней, чем в обычном, «взрослом» походе, отнеситесь к недопустимости трений, к созданию атмосферы внимания и теплого отношения друг к другу. Этому немало способствует употребление уменьшительных имен и подчеркнутая вежливость. Здесь могут быть уместны некоторая театральность, ирония, но должны быть исключены грубость, развязность, бесцеремонность.
Взрослым необходимо проявлять единообразие в отношении к поступкам и событиям. С этой целью они должны чаще обмениваться мнениями о предстоящем отрезке пути, о проводимых в походе мероприятиях и, как уже говорилось, в случае возникновения разногласий не позволять себе резких высказываний в присутствии детей. Наличие единого мнения в группе — могучий фактор дисциплины. Если нытье, капризы или другие неблаговидные манеры однозначно осуждаются всеми, самый упрямый ребенок постарается не проявлять их, а то и вовсе избавится от них еще до конца похода.
Детей (и многих взрослых!) надо приучить не обгонять во время перехода без нужды своих товарищей. Обычно туристы идут цепочкой (в колонне по одному). Это самый оптимальный, экономящий силы строй в лесу, на тропах, в горах и т. д. Если возникла необходимость обойти идущего впереди, надо просто попросить его, чтобы он пропустил вперед. Если же кому-нибудь потребовалось пройти в голову колонны (обычно это делается по указанию руководителя), то колонна останавливается и участники делают шаг в сторону с тропы, пропуская своего товарища.
Чаще всего из колонны выскакивают или обгоняют ее фотографы. Фотосъемка в походе—нелегкое и нужное дело. Поэтому лучше, если фотограф сообщит о своем намерении ведущему и тот придержит группу, если нужно, изменит направление движения, чтобы помочь ему сделать хороший снимок.
Громкие крики, песни, включенное радио, безусловно, признаки дурного тона. Но это вредно еще и тем, что затрудняется управление группой. Кроме того, туристы лишают себя возможности встретить живых обитателей леса, которые заранее разбегаются и прячутся, заслышав шум.
У уважающих себя путешественников не принято раскисать и уклоняться от выполнения своих обязанностей при осложнении обстановки, небольших травмах и заболеваниях. Но руководитель группы должен знать состояние участников, и скрывать от него свое состояние — значит оказывать всем медвежью услугу. Того, кто сегодня скрыл заболевание или, скажем, растяжение голеностопа, завтра придется транспортировать, если не принять вовремя необходимые меры. К подобным проявлениям ложной гордости (или излишней стыдливости) в этом вопросе, которая особенно характерна для подросткового возраста, взрослым членам группы надо относиться с определенной бдительностью.
Некоторые правила поведения должны исполняться неукоснительно не только ради спокойствия взрослых, но и для безопасности. Так, категорически должно быть запрещено уходить без разрешения за пределы прямой видимости от группы на марше или с бивака, купаться в неосмотренных взрослыми местах и без разрешения, употреблять в пищу и брать в рот незнакомые ягоды и другие растения, пить воду из любых источников без спроса. Эти и другие положения (число запретов не должно быть слишком большим), требующие, по мнению руководителя, столь же неукоснительного соблюдения, должны быть доведены до сведения всех участников, включая детей, на первом же построении группы. Нарушение их должно рассматриваться как ЧП, и наказания налагаются также перед строем. В качестве последних могут применяться строгое словесное предупреждение, лишение участия в намеченной общей игре или другом мероприятии, лишение удовольствия, например купания или очередной порции лакомства, словесное порицание родителям и т. п. Нельзя назначать наказаний типа внеочередного дежурства, распространенных среди взрослых, противоречащих идее приобщения детей к труду и выполнению общественного долга, как к приятному и почетному занятию.
Положительные примеры поведения должны поощряться словесным одобрением, сообщением на построении или на общем собрании группы, например за ужином, и даже небольшими подарками. При этом следует позаботиться о том, чтобы тон и манера поощрения не вызвали зависти или внутреннего протеста у других детей, а побуждали бы к подражанию или соревнованию в хороших поступках. Поощрением может служить и повторное поручение того дела, которое хорошо удалось выполнить ребенку в первый раз. Это следует преподнести как знак особого доверия и, безусловно, будет оценено другими детьми, Само собой разумеется, что взрослые первыми должны подавать примеры достойного поведения, беспрекословно и с видимой охотой выполняя указания руководителя группы, Демонстрация единодушия и сплоченности взрослых лучший способ воспитания коллективизма у детей. Взрослым надо сразу же договориться об этом между собой.
ПОСЛЕ ПОХОДА.
По завершении маршрута и возвращении домой многодневный поход не стоит считать законченным. Его взрослые и маленькие участники заслужили быть отмеченными значками «Юный турист» или при выполнении спортивных нормативов соответствующими разрядными знаками. На память о походе, для иллюстрации своих рассказов о нем среди родных и друзей или в коллективах туристы обычно оформляют фотостенды и фотоальбомы. Для первых выбирается 10—15 фотографий крупного размера, отражающих основные этапы похода и наиболее интересные события. Практика показывает, что фотостенды могут понадобиться и быть интересными и через несколько лет после похода.